Авторы |
Родионова Инесса Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Inessa96@bk.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Усиление аналитических тенденций в современном русском языке обусловливает возникновение и функционирование в нём аналитических связок, одной из которых является глагольно-именная связка производить впечатление. Цель работы – рассмотреть особенности образования и функционирования аналитической связки производить впечатление. Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью аналитических связок вообще и связки производить впечатление в частности, в то время как данная аналитическая конструкция широко употребляется в устной и письменной речи.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа корпуса контекстов со связкой производить впечатление, извлечённых из произведений русской художественной литературы и публицистики. Источниками языкового материала послужили произведения М. Горького, Ф. Достоевского, Н. Лескова, Д. Лихачёва, А. Макаренко, Т. Поляковой, К. Симонова, В. Солоухина, Л. Толстого, И. Тургенева и др. В основе анализа языкового материала лежит структурно-семантический подход, предполагающий единство означающего и означаемого. В ходе исследования использовались методы наблюдения и описания.
Результаты. Исследованы особенности образования аналитической связки производить впечатление, отмечены её основные функции. Названы признаки, разграничивающие свободное сочетание производить впечатление и омонимичную аналитическую связку. Выявлены модальные оценки, характеризующие субъект. Рассмотрены способы распространения именного компонента сказуемого с анализируемой связкой и функции распространителей. Выделены семантические варианты глагольного компонента связки – синонимы и антонимы.
Выводы. Анализ связки производить впечатление вносит определённый вклад в изучение грамматического строя современного русского языка, в част- ности в учение о связках. Описание названной связки через призму усиления аналитических тенденций в русской грамматике способствует отражению закономерностей развития языка на современном этапе.
|
Список литературы |
1. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов.–М., 1972.–616с.
2. Попова, Л. В. Связка в аспекте тенденции к аналитизму в грамматическом строе русского языка / Л. В. Попова // Аналитизм в лексико-грамматической сис- теме русского языка : моногр. / под ред. П. А. Леканта. – М. : МГОУ, 2011. – С. 44–61.
3. Лекант, П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке : учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / П. А. Лекант. – М. : Высшая школа, 1976. – 141 с.
4. Лекант, П. А. Субъективная аналитическая категория интенсива в русском языке / П. А. Лекант // Аналитизм в лексико-грамматической системе русского языка : моногр. / под ред. П. А. Леканта. – М. : МГОУ, 2011. – С. 130–136.
5. Усачёва, Н. Б. Грамматикализация глаголов и процессуальных фразеологизмов / Н. Б. Усачёва // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской [к 70-летию со дня рождения] / отв. ред. Н. Б. Усачёва. – Курган, 2011. – Вып. 5. – С. 316–319.
6. Попова, Л. В. К вопросу о соотношении глагола и связки / Л. В. Попова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – 2010. – № 4. – С. 38–43.
7. Попова, Л. В. Система связок именного сказуемого в современном русском языке : моногр. / Л. В. Попова. – Архангельск : Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2005. – 159 с.
|